Телефон единой дежурно-диспетчерской службы МО Щекинский район 8(48751)5-66-56    Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
ЕДДС
https://объясняем.рф/
https://schekino.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=92820
Формирование современной городской среды
Вызвать врача на дом
Вызвать врача на дом
Информация о новой коронавирусной инфекции
Муниципальный земельный контроль
Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации»
Общественный совет муниципального образования Щекинский раойн
Открытый муниципалитет
Противодействие коррупции











Дата создания(изменения) страницы: 05.02.2018г.

Ответственный за точность и поддержание информации раздела в актуальном состоянии: Контрольно-счетная комиссия МО Щекинский район

Заключения по экспертно-аналитическим мероприятиям

29.12.2017

Заключение № 50



1.    Общие положения

 

Заключение Контрольно-счетной комиссии на проект  решения Собрания депутатов МО Крапивенское Щекинского района «О бюджете муниципального образования Крапивенское Щекинского района  на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – проект Решения) подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Крапивенское» (далее – Положение о бюджетном процессе) (в ред. от 28.09.2016 г. № 27-155), принятого решением Собрания депутатов МО Крапивенское Щекинского района от 23.12.2013 г. № 52-289, Положения «О Контрольно-счетной комиссии муниципального образования Щекинский район», принятого решением Собрания  представителей  Щекинского района  от  26.03.2013 г. №  49/543 (в ред. от 04.09.2013 г. № 54/570), Соглашения на исполнение части полномочий от 30.12.2015 г. № 4.

Проект Решения направлен в контрольно-счетную комиссию Собранием депутатов МО Крапивенское  15.11.2017 года (исх. № 29).

При формировании проекта бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» применены подходы поэтапной индексации заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Бюджетные ассигнования на коммунальные услуги запланированы с учетом индексации в соответствии с прогнозируемыми индексами роста тарифов (цен) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, на услуги водоснабжения и водоотведения.

 

2.    Анализ соответствия проекта  бюджета требованиям бюджетного законодательства.

 

Проект бюджета представлен администрацией МО Крапивенское Щекинского района в Собрание депутатов в соответствии со сроками, установленными разделом 3.2.2 Положения о бюджетном процессе.

При подготовке Заключения проведен анализ соответствия представленного проекта документам, внесенным одновременно с проектом Решения:

-   реестру расходных обязательств МО Крапивенское;

- основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики МО Крапивенское Щекинского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;

-  прогнозу социально-экономического развития МО Крапивенское Щекинского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В результате анализа текстовых статей проекта решения «О бюджете муниципального образования Крапивенское Щекинского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлено следующее:

§        в проекте решения в соответствии с требованиями статьи 3.1 Положения о бюджетном процессе устанавливаются все необходимые показатели бюджета, которые в совокупности составляют предмет правового регулирования решения о бюджете;

§        пункт 3 статьи 2 изложить в следующей редакции: «В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации, изменения в перечень главных администраторов, предусмотренных Приложениям 1 и 2 к настоящему Решению, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации вносятся на основании приказа финансового управления администрации муниципального образования Щекинский район без внесения изменений в Решение о бюджете";

§        статью 3 исключить в связи с тем, что администрация МО Крапивенское является единственным ГРБС в соответствии с Ведомственной структурой и в ее подчинении находится одно казенное учреждение, нормы устанавливаемые данной статьей не применимы;

§        в пункте 1 статьи 4 Проекта решения утвердить объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету муниципального района из бюджета МО Крапивенское на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в 2018 году в суммовом выражении согласно приложения 3 к настоящему решению;

§        пункт 1 статьи 9 исключить;

§        в п.п. 1 п. 1 статьи 10 Проекта решения установить предельный объем муниципального долга муниципального образования на 2019 и 2020 годы;

§        в п.п. 2 п. 1 статьи 10 Проекта решения установить верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января 2020 года и на 1 января 2021 года;

§        пункт 2 статьи 11 изложить в следующей редакции: «В случае принятия получателями средств бюджета муниципального образования обязательств по договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг сверх доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств, такие договора (контракты) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не подлежат оплате за счет средств бюджета муниципального образования».

Статьей  10  проекта Решения определено, что «Администрация муниципального образования не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2018 году численности муниципальных служащих, а также работников муниципальных казенных учреждений поселения, а также расходов на их содержание».

Численность муниципальных служащих  регулируется постановлением правительства Тульской области от 21.03.2012 № 116 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Тульской области» (далее – Постановление) (в ред. от 24.05.2017).  Расчетная численность муниципальных служащих (приложение № 7 Постановления) для МО Крапивенское утверждена в количестве 5,0 муниципальных служащих.

Согласно представленных данных численность муниципальных служащих на 2018 год в количестве 5,0 муниципальных служащих запланирована с соблюдением расчетной численности муниципальных служащих.

Норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (приложение № 8 Постановления) для МО Крапивенское района утвержден в размере 44,9% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов (за вычетом доходов от продажи земельных участков и реализации имущества), дотаций из бюджетов других уровней.

Расходы в 2018 году на содержание органов местного самоуправления запланированы в сумме 4 551,6 тыс. руб., что составляет 35,9% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов (за вычетом доходов от продажи земельных участков и реализации имущества), дотаций из бюджетов других уровней.

На 2019 год расходы запланированы в сумме 4 312,4 тыс. руб., что составляет 33,0% от суммы дохода для расчета норматива от общей суммы налоговых и неналоговых доходов (за вычетом доходов от продажи земельных участков и реализации имущества), дотаций из бюджетов других уровней.

На 2020 год расходы запланированы в сумме 4 469,9 тыс. руб., что составляет 24,3% от суммы дохода для расчета норматива от общей суммы налоговых и неналоговых доходов (за вычетом доходов от продажи земельных участков и реализации имущества), дотаций из бюджетов других уровней.

Таким образом, расходы на содержание органов местного самоуправления запланированы с соблюдением утвержденного для МО  Крапивенское норматива.

 

3.    Прогноз социально-экономического развития

 МО Крапивенское

 

Составление прогноза социально-экономического развития муниципального образования  предусмотрено ст. 173 БК РФ, п. 2.3 Положения о бюджетном процессе. Данный документ является основой для составления проекта бюджета. В прогнозных показателях МО Крапивенское на 2017-2020 гг. прослеживается динамика увеличения следующих показателей:   

Показатели

Оценка исполнения 2017 г.

млн. руб.

Прогноз

2018 год

2019 год

2020 год

млн. руб.

Темп прироста  к пред. году,

%

млн. руб.

Темп прироста  к пред. году,

 %

млн. руб.

Темп прироста  к пред. году,   

%

Объем промышленного производства

32,4

33,3

2,8

34,4

3,3

35,3

2,6

Оборот розничной торговли

132,4

137,7

4,0

142,9

3,8

148,4

3,8

Объем платных услуг населению

3,1

3,2

3,2

3,4

6,2

3,5

2,9

Фонд оплаты труда и выплаты соц. характера

266,8

272,7

2,2

277,9

1,9

283,2

1,9

Прибыль прибыльных предприятий

17,4

18,1

4,0

19,1

5,5

20,2

5,6

В структуре промышленности определяющую роль играет производство готовых металлических изделий. Увеличение объемов производства сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет.

Потребительский сектор рынка муниципального образования Крапивенское развивается стабильно и характеризуется высоким уровнем товарной насыщенности и увеличением темпов роста объема розничного товарооборота.

В сфере торговли наиболее динамично развивается сеть магазинов продовольственного профиля.

Сохраняется стабильный спрос населения на услуги по ремонту и пошиву одежды.

В представленном прогнозе социально-экономического развития отсутствует сравнение показателей с ранее одобренными, что не в полной мере соответствует требованиям п.2.3.4 Положения о бюджетном процессе.

Контрольно-счетная комиссия Щекинского района предлагает Собранию депутатов МО Крапивенское рассмотреть вопрос о дополнении перечня документов, предоставляемых одновременно с проектом Решения о бюджете      (п. 3.2.3 Положения о бюджетном процессе),  пояснительной запиской к прогнозу социально-экономического развития, составленную в соответствии с п. 2.3.4 Положения о бюджетном процессе.

 

4.    Основные направления бюджетной и  налоговой политики.

 

Одновременно  с проектом Решения были представлены основные направления бюджетной политики МО Крапивенское Щекинского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и основные направления налоговой политики МО Крапивенское Щекинского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, что не соответствует требованиям ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ, но соответствует требованиям  п. 3.2.3 Положения о бюджетном процессе.

Основными целями бюджетной политики на 2018-2020 годы будут являться:

§        обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета,

§        создание условий для обеспечения максимально эффективного управления финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики,

§        обеспечение потребностей населения в муниципальных услугах, рост их доступности и качества.

Основными направлениями налоговой политики на 2018-2020 годы являются:

§        проведение мониторинга налогового законодательства с целью приведения в соответствие с ним нормативно-правовых актов муниципального образования по установлению местных налогов;

§        проведение работы по выявлению незарегистрированных и неиспользуемых земельных участков с целью увеличения доходной части бюджета за счет поступления земельного налога;

§        повышение уровня собираемости налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах налогообложения.

 

5.    Реестр расходных обязательств.

 

Ведение реестра расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено ст. 87 БК РФ и постановлением Главы администрации МО Крапивенское от 31.10.2008 г. № 10-107 «О порядке формирования и ведения реестра расходных обязательств муниципального образования Крапивенское Щекинского района» (далее Порядок).

Реестр расходных обязательств ведется с целью учета расходных обязательств и определения объема средств бюджета, необходимых для их исполнения.

Данные реестра расходных обязательств используются при составлении проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Представленный с Проектом бюджета реестр расходных обязательств составлен не в соответствии с Приложением 1 к Порядку. Порядок ведения реестра расходных обязательств МО Крапивенское Щекинского района не приведен в соответствие с Порядком ведения реестра расходных обязательств Тульской области (данная рекомендация дана в п. 2 Постановления администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. N 299 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Тульской области» (в ред. от 25.04.2016 № 170)).

Контрольно-счетной комиссией проведен анализ представленного реестра расходных обязательств МО Крапивенское Щекинского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, который показал, что объем расходов, указанный в реестре, соответствует сформированному бюджету, однако по отдельным расходным обязательствам не указаны соответствующие статьи, части, пункты, подпункты, абзацы нормативно-правовых актов, что не соответствует статье 87 БК РФ.

 

6.    Оценка ожидаемого исполнения бюджета

 за 2017 год.

 

В соответствии с Решением «О бюджете МО Крапивенское на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» от 23.12.2016 № 30-163 (в ред. от 20.10.2016  № 39-189) бюджет МО Крапивенское на 2017 год утвержден по доходам в сумме 24 513,7 тыс. руб., по расходам в сумме 26 228,8 тыс. руб., размер дефицита составляет 1 715,1 тыс. руб., источником финансирования дефицита предусмотрено  изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета и разница между полученным и погашенным бюджетным кредитом.

Фактическое исполнение доходной части за 9 месяцев 2017 года составило  7 802,6 тыс. руб. или 31,8% от плана, расходной части  7 455,7 тыс. руб. или 28,4% от плана.

Ожидаемое исполнение бюджета за 2017 год  предполагается с дефицитом в сумме 1 715,1 тыс. руб., в объеме 25 250,7 тыс. руб. по доходам и 26 965,8 тыс. руб. по расходам.

Согласно оценки ожидаемого исполнения бюджета за 2017 год доходы бюджета будут исполнены на 103,0%;  расходы – на 102,8% .

По собственным доходам исполнение бюджета ожидается выше плановых значений на 737,0 тыс. руб. или на 8,7% (выше плановых назначений ожидается исполнение по земельному налогу). По безвозмездным поступлениям ожидается исполнение 100,0% плановых назначений.

По расходам исполнение бюджета ожидается выше плановых значений на 737,0 тыс. руб. или на 2,8% (выше плановых назначений ожидается исполнение по разделу 08 «Культура, кинематография»).

Согласно ожидаемой оценки исполнения бюджета остаток средств на едином счете бюджета по состоянию на 01.01.2018 г. составит 170,0 тыс. руб.

 

7.  Характеристика основных параметров

бюджета МО Крапивенское.

 

В соответствии с п.4 статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ  в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект Решения о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода.  Проект Решения «О бюджете МО Крапивенское на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» составлен без учета вышеуказанной нормы.

Отклонение параметров бюджета муниципального образования на 2018 год  представлено в таблице:

Параметры очередного финансового года

Показатель

2018 год*

(тыс. руб.)

2018 год**

(тыс. руб.)

Отклонение

(гр.3-гр.2),

(тыс. руб.)

Темп роста/снижения (гр.3./гр.2)*100 (%)

1

2

3

4

5

Доходы

9 125,5

15 243,2

+6 117,7

167,0

Расходы

8 936,6

15 054,3

+6 117,7

168,5

Дефицит (-) / Профицит(+)

+188,9

+188,9

-

-

* согласно Решения Собрания депутатов МО Крапивенское Щекинского района от 23.12.2016. № 30-163 «О бюджете МО Крапивенское на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

** согласно проекту Решения.

Как видно из таблицы, параметры бюджета на 2018 год увеличены по доходам на 67,0%, по расходам на 68,5%, относительно плановых показателей, утвержденных на 2018 год Решением Собрания депутатов МО Крапивенское от 23.12.2016 № 30-163 «О бюджете МО Крапивенское на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Проект Решения составлен с дефицитом в сумме 188,9 тыс. руб.

Изменение плановых параметров бюджета по доходам на 2018 год связано с увеличением объема собственных налоговых и неналоговых доходов на 6 510,8 тыс. руб. и уменьшением безвозмездных поступлений на 393,1 тыс. руб.

Изменение плановых параметров бюджета по расходам на 2018 год связано с увеличением расходов по разделу «Общегосударственные вопросы»,  «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Культура, кинематография».

Основные параметры бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов установлены ст. 1 проекта Решения.

Данные представлены в таблице.

                                                                                      тыс. руб.

Наименование показателя

2018 год

2019 год

2020 год

Доходы,

15 243,2

13 558,0

18 866,9

в т. ч. безвозмездные поступления

1 617,1

1 445,7

1 496,3

Расходы,

15 054,3

13 558,0

18 866,9

в т. ч. условно утвержденные расходы

 

340,0

944,0

Профицит

188,9

-

-

Согласно ожидаемой оценки исполнения бюджета нераспределенный остаток средств бюджета по состоянию на 01.01.2018 г. составил 170,0 тыс. руб.

 

8.    Анализ доходной части бюджета  МО Крапивенское.

 

По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения 2017 года в 2018 году доходы уменьшатся на 10 007,5 тыс. руб. или на 39,6%, в т.ч. прогнозируется увеличение налоговых и неналоговых доходов на  4 393,1 тыс. руб.,  безвозмездные поступления снизятся на 14 400,6 тыс. руб.

Увеличение налоговых и неналоговых доходов связано с увеличением суммы поступления налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога, доходов от оказания платных услуг, доходов от продажи  материальных и нематериальных активов.

Снижение безвозмездных поступлений связано со снижением объема прочих межбюджетных трансфертов.

В 2019 году  снижение налоговых и неналоговых доходов по сравнению с планом 2018 года  прогнозируется на 1 513,8 тыс. руб., безвозмездные поступления снизятся на 171,4 тыс. руб. Всего доходы по прогнозу снизятся  на 1 685,2 тыс. руб.

Снижение налоговых и неналоговых доходов связано с уменьшением доходов от продажи материальных и нематериальных активов и прочих неналоговых доходов.

Снижение безвозмездных поступлений связано с тем, что в связи с окончанием срока действия Соглашения между муниципальным образованием Щекинский район и муниципальным образованием Крапивенское о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения  31.12.2018 года в доходах бюджета муниципального образования не предусмотрено получение межбюджетных трансфертов из бюджета Щекинского района.

В 2020 году налоговые и неналоговые доходы по сравнению с планом 2019 года увеличатся на 5 258,3 тыс. руб., безвозмездные поступления увеличатся на 50,6 тыс. руб. Всего доходы увеличатся на 5 308,9 тыс. руб.

Увеличение налоговых и неналоговых доходов связано с увеличением суммы поступления налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Увеличение безвозмездных поступлений связано с увеличением суммы дотаций бюджету муниципального образования, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Динамика доходов бюджета муниципального образования на 2017-2020 годы в разрезе групп, подгрупп, статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в приложении № 1 к настоящему заключению.

 

9.    Анализ расходной части местного бюджета.

 

Структура расходов бюджета муниципального образования  Крапивенское  Щекинского  района

 тыс. руб.

 

2017

(уточненный план)

Проект бюджета

2018

2019

2020

Расходы, всего

тыс. руб.

26 228,8

15 054,3

13 558,0

18 866,9

Расходы всего без учета условно утвержденных

тыс. руб.

26 228,8

15 054,3

13 218,0

17 922,9

Общегосударственные вопросы

 

 

 

 

тыс. руб.

4 586,7

6 103,3

5 386,6

5 544,1

% к расходам без учета условно утвержденных

17,5

40,5

40,8

30,9

Национальная оборона

 

 

 

 

тыс. руб.

184,7

199,6

201,7

209,1

% к расходам без учета условно утвержденных

0,7

1,3

1,5

1,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 

 

 

 

тыс. руб.

39,2

39,1

30,0

30,0

% к расходам без учета условно утвержденных

0,1

0,3

0,2

0,2

Национальная экономика

 

 

 

 

тыс. руб.

-

47,1

47,1

47,1

% к расходам без учета условно утвержденных

-

0,3

0,4

0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

 

 

 

тыс. руб.

3 131,6

4 314,2

3 129,5

3 246,8

% к расходам без учета условно утвержденных

11,9

28,8

23,7

18,1

Образование

 

 

 

 

тыс. руб.

20,0

20,0

20,0

20,0

% к расходам без учета условно утвержденных

0,1

0,1

0,1

0,1

Культура, кинематография

 

 

 

 

тыс. руб.

18 071,2

4 146,8

4 221,9

8 644,6

% к расходам без учета условно утвержденных

68,9

27,5

31,9

48,2

Социальная политика

 

 

 

 

тыс. руб.

181,2

181,2

181,2

181,2

% к расходам без учета условно утвержденных

0,7

1,2

1,4

1,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

 

 

 

 

тыс. руб.

14,2

3,0

-

-

% к расходам без учета условно утвержденных

0,1

-

-

-

Условно утвержденные расходы

тыс. руб.

 

 

340,0

944,0

Размер условно утвержденных расходов на 2019 год составляет 2,6% и 5,1% на 2020 год, что соответствует п. 3 ст. 184.1 БК РФ.

Анализ структуры расходов показал, что наибольший удельный вес в общем объеме расходов занимают расходы:

 

Направление расходов

 

2018 год,

%

2019 год,

%

2020 год,

%

Общегосударственные вопросы

40,5

40,8

30,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

28,8

23,7

18,1

Культура и кинематография

27,5

31,9

48,2

Динамика расходов бюджета муниципального образования на 2017-2020 годы в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в приложении № 2 к настоящему заключению.

Статьей 7 проекта Решения в составе расходов бюджета поселения предусматривается резервный фонд на 2018-2020 годы в сумме  30,0 тыс. на каждый год соответственно. Размер резервного фонда  на 2018-2020 годы составляет 0,2% от общего объема расходов, что не нарушает п.3 ст. 81 БК РФ.

В расходах бюджета муниципального образования не предусмотрены бюджетные ассигнования на перечисление межбюджетных трансфертов бюджету Щекинского района на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения на 2019-2020 гг. в связи с окончанием срока действия Соглашения между муниципальным образованием Крапивенское и муниципальным образованием Щекинский район о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения  31.12.2018 года.

Далее представлена характеристика расходов бюджета поселения на 2018–2020 годы по разделам классификации расходов бюджета.

 

Раздел 01 «Общегосударственные вопросы»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» на 2018 год предполагается утвердить в сумме 6 103,3 тыс. руб., что на 1 516,6 тыс. руб. или на 33,1% больше утвержденного объема расходов по указанному разделу на 2017 год.

Расходы бюджета по данному разделу в 2019 году составят  5 386,6 тыс. руб., в 2020 году – 5 544,1 тыс. руб.

По подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» расходы составят на 2018 год – 4 648,9 тыс. руб., на 2019 год – 4 312,4 тыс. руб., на 2020 год – 4 469,9 тыс. руб.

Средства по подразделу предусмотрены на реализацию следующих непрограммных мероприятий:

§        на денежное содержание главы администрации муниципального образования на 2018  год – 728,4 тыс. руб., на 2019 год – 735,6 тыс. руб., на 2020 год – 743,0 тыс. руб.;

§        на обеспечение деятельности аппарата администрации МО Крапивенское на 2018 год – 3 823,2 тыс. руб., на 2019 год – 3 576,8 тыс. руб., на 2020 год – 3 726,9 тыс. руб.;

·        на расходы по передаваемым полномочиям на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с заключенными  соглашениями на 2018 год – 19,1  тыс. руб.,

·        на обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Щекинского района на 2018 год – 78,2 тыс. руб.

По подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» на 2018 год бюджетные ассигнования  на расходы по передаваемым полномочиям по решению вопросов местного значения  в соответствии с заключенными  соглашениями (на осуществление внешнего муниципального контроля) составят 22,3 тыс. руб.

По подразделу 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» на 2018 год бюджетные ассигнования на проведение выборов в представительные органы поселений Щекинского района составят 316,2 тыс. руб.

По подразделу 0111 «Резервные фонды» на 2018-2020 гг. бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение непредвиденных расходов предусматриваются  в сумме 30,0 тыс. руб. ежегодно.

По подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» на 2018 год бюджетные ассигнования составят 1 085,9 тыс. руб., на 2019 год – 1 044,2 тыс. руб., на  2020 год  –  1 044,2 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования предусмотрены на расходы:

§        в рамках реализации следующих муниципальных программ:

·        «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ граждан муниципального образования Крапивенское Щекинского района» на 2018-2020 гг. – 430,0 тыс. руб. ежегодно на мероприятия по признанию прав и регулированию отношений по муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Проведение инвентаризации и постановка на учет бесхозяйного имущества на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района»,

·        «Обеспечение информационной системы муниципального образования Крапивенское Щекинского района» на 2018 год – 520,9 тыс. руб., на 2019 год – 479,2 тыс. руб., на 2020 год – 479,2 тыс. руб., в том числе на мероприятия в рамках подпрограммы «Обеспечение информационными технологиями органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Крапивенское Щекинского района»:

ü     на приобретение, техническое и информационное обслуживание компьютерной техники, комплектующих и программного обеспечения на 2018 год – 421,3 тыс. руб., на 2019-2020 гг. – 379,6 тыс. руб. ежегодно,

ü     на обеспечение доступа к сети Интернет на 2018-2020 гг. – 47,3 тыс. руб. ежегодно,

ü     на обеспечение органов местного самоуправления и учреждений услугами связи на 2018-2020 гг. – 52,3 тыс. руб.,

·      «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района» на  2018-2020 гг.  – 10,0 тыс. руб. ежегодно на организацию мероприятий, в том числе семинаров при содействии Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства по повышению финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства и приобретению ими навыков работы с заемными средствами;

§      в рамках непрограммного направления деятельности:

·      на опубликование нормативно-правовых актов на 2018-2020 гг. – 119,7 тыс. руб. ежегодно,

·      на уплату членских взносов на 2018-2020 гг. по 5,3 тыс. руб. ежегодно,

Доля расходов по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 40,5%, в 2019 году – 40,8% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), в 2020 году – 30,9% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов).

 

Раздел 02 «Национальная оборона»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 02 «Национальная оборона» на 2018 год предполагается утвердить в сумме 199,6 тыс. руб., что на 14,9 тыс. руб. или на 8,1% больше утвержденного объема расходов по указанному разделу на 2017 год.

Расходы бюджета в 2019 году составят 201,7 тыс. руб., в 2020 году – 209,1 тыс. руб.

Средства по подразделу предусмотрены на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Доля расходов по разделу 02 «Национальная оборона» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 1,3%, в 2019 году – 1,5%, в 2020 году – 1,2%.

 

Раздел 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 2018 год предполагается утвердить в сумме 39,1 тыс. руб., на 2019-2020 гг. составят 30,0 тыс. руб. ежегодно.

По подразделу 0309 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» бюджетные ассигнования в 2018-2020 гг. по 20,0 тыс. руб. ежегодно будут направляться на мероприятия в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение первичных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района» муниципальной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах муниципального образования Крапивенское Щекинского района».

По подразделу 0310 «Обеспечение пожарной безопасности» бюджетные ассигнования в 2018-2020 гг. по 10,0 тыс. руб. ежегодно будут направляться на реализацию мероприятий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района» муниципальной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах муниципального образования Крапивенское Щекинского района».

По подразделу 0314  «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на 2018 год в сумме 9,1 тыс. руб.

Доля расходов по разделу 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 0,3%, в 2019 году – 0,2% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), в 2020 году – 0,2% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов).

 

Раздел 04 «Национальная экономика»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 04 «Национальная экономика» подразделу 0410 «Связь и информатика» на 2018-2020 гг. предполагается утвердить в сумме 47,1 тыс. руб. ежегодно. Бюджетные ассигнования за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Щекинского района будут направлены на реализацию мероприятий по применению информационных технологий.

 

Раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2018 год предполагается утвердить в сумме 4 314,2 тыс. руб., что на 1 182,6 тыс. руб. или на 37,8% больше утвержденного объема расходов по указанному разделу на 2017 год.

Расходы бюджета по данному разделу в 2019 году составят  3 129,5 тыс. руб., в 2020 году – 3 246,8 тыс. руб.

По подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» бюджетные ассигнования составят на 2018 год – 49,5 тыс. руб., на 2019-2020 гг. – 4,2 тыс. руб. ежегодно.

На 2018 год бюджетные ассигнования предусмотрены на обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Щекинского района.

В 2019-2020 гг. запланированы бюджетные ассигнования на взносы на капитальный ремонт муниципального жилого фонда в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ граждан муниципального образования Крапивенское Щекинского района».

По подразделу 0503 «Благоустройство» бюджетные ассигнования составят: на 2018 год – 4 264,7 тыс. руб., на 2019 год – 3 125,3 тыс. руб., на 2020 год – 3 242,6 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования предусмотрены на расходы:

§        в рамках реализации следующих муниципальных программ:

·        «Благоустройство муниципального образования Крапивенское Щекинского района» на 2018 год – 4 155,1 тыс. руб., на 2019 год – 3 095,3 тыс. руб., в 2020 году – 3 212,6 тыс. руб., в том числе:

ü     на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в муниципальном образовании Крапивенское Щекинского района», в том числе:

- на приобретение и обустройство контейнерных площадок на 2018 год – 1 000,0

тыс. руб., на 2019 год – 400,0 тыс. руб., на 2020 год – 500,0 тыс. руб.,

- на организацию сбора и вывоза мусора на 2018-2020 гг. – 650,0 тыс. руб. ежегодно;

ü     на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Организация освещения улиц муниципального образования Крапивенское Щекинского района», в том числе:

- на оплату потребленной электроэнергии на уличное освещение на 2018 год – 912,5

тыс. руб., на 2019 год – 952,7 тыс. руб., на 2020 год – 970,0 тыс. руб.,

- на техническое обслуживание и ремонт уличного освещения в населенных пунктах

поселения на 2018-2020 гг. – 400,0 тыс. руб. ежегодно,

- на мероприятия по организации уличного освещения в населенных пунктах

поселения на 2018 год – 500,0 тыс. руб.

ü     на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Благоустройство территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района», в том числе:

- спиливание деревьев на 2018-2020 гг. – 400,0 тыс. руб. ежегодно,

- содержание территории на 2018-2020 гг. – 242,6 тыс. руб. ежегодно,

- прочие мероприятия на 2018-2020 гг. – 50,0 тыс. руб. ежегодно.

·        «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Крапивенское Щекинского района» на 2018-2020 гг. по 30,0 тыс. руб. ежегодно на приобретение энергосберегающих ламп с поверкой и заменой.

§        в рамках реализации непрограммного мероприятия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на 2018 год – 79,6 тыс. руб. за счет средств межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Щекинского района.

Доля расходов по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 28,8%, в 2019 году – 23,7% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), в 2020 году – 18,1% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов).

 

Раздел 07 «Образование»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 07 «Образование» предусмотрены в 2018-2020 гг. по 20,0 тыс. руб. ежегодно.

Предусмотренные бюджетные ассигнования будут направляться на повышение квалификации работников администрации в рамках реализации муниципальной программы «Профессиональная переподготовка, повышение квалификации муниципальных служащих администрации МО Крапивенское Щекинского района».

Доля расходов по разделу 07 «Образование» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018-2020 гг. составит 0,1% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов) ежегодно.

 

Раздел 08 «Культура, кинематография»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 08 «Культура, кинематография» на 2018 год предполагается утвердить в сумме 4 146,8 тыс. руб., что на 13 924,4 тыс. руб. или на 77,1% меньше утвержденного объема расходов по указанному разделу на 2017 год.

Расходы бюджета по данному разделу в 2019 году составят  4 221,9 тыс. руб., в 2020 году – 8 644,6 тыс. руб.

Предусмотренные бюджетные ассигнования будут направляться:

§        на содержание муниципального казенного учреждения «Крапивенский Дом Культуры» в 2018 году – 3 911,6 тыс. руб., в 2019 году – 3 984,3 тыс. руб., в 2020 году – 8 402,2 тыс. руб.,

§        на оплату труда работников муниципальных учреждений культурно-досугового типа в 2018 году – 235,2 тыс. руб., в 2019 году – 237,6 тыс. руб., в 2020 году – 242,4 тыс. руб. за счет средств бюджета Тульской области,

Доля расходов по разделу 08 «Культура, кинематография» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 27,5%, в 2019 году – 31,9% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), в 2020 году – 48,2% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов).

 

Раздел 10 «Социальная политика»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 10 «Социальная политика» предусмотрены в 2018-2020 гг. по 181,2 тыс. руб. ежегодно.

Предусмотренные бюджетные ассигнования будут направляться на доплату к пенсиям муниципальных служащих.

Доля расходов по разделу 10 «Социальная политика» в общем объеме расходов бюджета поселения  в 2018 году составит 1,2%, в 2019 году – 1,4% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), в 2019 году – 1,0% (от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов).

 

Раздел 13 «Обслуживание муниципального долга»

 

Расходы бюджета поселения по разделу 13 «Обслуживание муниципального долга» предусмотрены на 2018 год в сумме 3,0 тыс. руб.

В данном разделе предусмотрены расходы на уплату процентов по бюджетному кредиту, полученному из бюджета Щекинского района в 2015 году.

 

10. Муниципальные программы.

 

Современное направление на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы требует оптимизации структуры расходов бюджета и развития программно-целевых методов управления.

В рассматриваемом проекте бюджета расходы сформированы с использованием программно-целевого принципа.

Порядок разработки и реализации муниципальных программ МО  Крапивенское Щекинского района (далее – Порядок) утвержден Постановлением администрации МО Крапивенское от 01.11.2013 г. № 11-235/1 «О Порядке разработки и реализации муниципальных программ МО  Крапивенское Щекинского района».

Постановлением администрации МО Крапивенское Щекинского района от 14.11.2013 № 11-242/1 «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования Крапивенское Щекинского района» (ред. от 18.03.2016 г.) утвержден Перечень муниципальных программ (далее – Перечень), включающий в себя 7 муниципальных программ.

В 2018–2020 годах планируются к реализации все муниципальные программы, утвержденные в Перечне, объем бюджетных ассигнований на их реализацию составит в 2018 году 4 546,06 тыс. руб. или 30,2% в общем объеме расходов, в 2019 году – 3 444,0 тыс. руб. или 26,1% в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2020 году – 3 561,8 тыс. руб. или 19,9% в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов).

 Низкая доля объемов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ свидетельствует о недостаточно широком применении программно-целевого принципа.

Объемы бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы в разрезе муниципальных программ, согласно приложениям № 12, 13 к Проекту решения, представлены в таблице.


Наименование

Код

2018 год

2019 год

2020 год

Бюджетные ассигнования, тыс. руб.

Уд. вес

Бюджетные ассигнования, тыс. руб.

Уд. вес

Бюджетные ассигнования, тыс. руб.

Уд. вес

МП "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ граждан муниципального образования Крапивенское Щекинского района"

01

430,0

9,5

430,0

12,5

430,0

12,1

МП "Благоустройство муниципального образования Крапивенское Щекинского района"

02

3 505,1

77,1

2 444,8

71,0

2 562,6

71,9

МП "Обеспечение информационной системы муниципального образования Крапивенское Щекинского района"

03

520,9

11,5

479,2

13,8

479,2

13,4

МП "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах  муниципального образования Крапивенское Щекинского района"

04

30,0

0,6

30,0

0,9

30,0

0,8

МП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района»

05

10,0

0,2

10,0

0,3

10,0

0,3

МП «Профессиональная переподготовка, повышение квалификации муниципальных служащих администрации муниципального образования Крапивенское Щекинского района»

06

20,0

0,4

20,0

0,6

20,0

0,7

МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Крапивенское Щекинского района»

07

30,0

0,7

30,0

0,9

30,0

0,8

ВСЕГО

 

4 546,0

100,0

3 444,0

100,0

3 561,8

100,0


В структуре общего объема расходов бюджета муниципального образования, направляемых на реализацию муниципальных программ, наибольшие доли составляют муниципальные программы:

§        «Благоустройство муниципального образования Крапивенское Щекинского района» (в 2018, 2019, 2020 годах – 77,1%, 71,0%, 71,9% соответственно);

§        «Обеспечение информационной системы муниципального образования Крапивенское Щекинского района» (11,5%, 13,8%, 13,4% соответственно);

§        «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ граждан муниципального образования Крапивенское Щекинского района» (9,5%, 12,5%, 12,1% соответственно).

Следует отметить, что на момент составления настоящего заключения Контрольно-счетной комиссией экспертиза муниципальных программ  на предмет вносимых изменений не проводилась в связи с тем, что  муниципальные программы в Контрольно-счетную комиссию для проведения экспертизы  не поступали.

Подробный анализ бюджетных ассигнований на реализацию в 2018-2020 годах муниципальных программ в разрезе подпрограмм и основных мероприятий представлен в приложении № 3 к настоящему заключению.

 

11. Муниципальный долг муниципального образования

 

Статьей 9 проекта Решения предлагается утвердить параметры муниципального  долга муниципального образования:

·        предельный объем муниципального долга района:

на 2018 год –  188,9 тыс. руб.;

на 2019 год –      0,0 тыс. руб.;

на 2020 год –      0,0 тыс. руб.

·        верхний предел муниципального долга:

по состоянию на 01.01.2019 года – 0,0 тыс. руб.;

по состоянию на 01.01.2020 года – 0,0 тыс. руб.;

по состоянию на 01.01.2021 года – 0,0 тыс. руб.

Параметры установлены с учетом ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2017 год.

Предлагаемый Проектом решения предельный объем муниципального долга на 2018 год не превышает прогнозируемые общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений  и соответствует норме, определенной п. 3 ст. 107 БК РФ.

Исполнение долговых обязательств МО Крапивенское в Проекте решения представлено в приложении № 16 «Программа муниципальных заимствований муниципального образования Крапивенское Щекинского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в соответствии с которой предусматривается погашение основной суммы долга по муниципальным заимствованиям на 2018 год в сумме 188,9 тыс. руб.

 

12. Дефицит бюджета и источники внутреннего финансирования дефицита бюджета

                                                                                                                 

Бюджет муниципального образования Крапивенское Щекинского района  на 2018 год сформирован с профицитом в сумме 188,9 тыс. руб., дефицит (профицит) бюджета на 2019 год и на 2020 год равен нулю.

Сумма превышения доходов над расходами в сумме 188,9 тыс. руб. в 2018 году будет направлена на погашение муниципального долга.

 

13. Выводы и рекомендации.

 

1.     Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом бюджета соответствуют требованиям федерального и муниципального законодательства.

2.     Рекомендуем Администрации МО Крапивенское:

§        пункт 3 статьи 2 изложить в следующей редакции: «В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации, изменения в перечень главных администраторов, предусмотренных Приложениям 1 и 2 к настоящему Решению, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации вносятся на основании приказа финансового управления администрации муниципального образования Щекинский район без внесения изменений в Решение о бюджете»;

§        статью 3 исключить в связи с тем, что администрация МО Крапивенское является единственным ГРБС в соответствии с Ведомственной структурой и в ее подчинении находится одно казенное учреждение, нормы устанавливаемые данной статьей не применимы;

§        в пункте 1 статьи 4 Проекта решения утвердить объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету муниципального района из бюджета МО Крапивенское на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в 2018 году в суммовом выражении согласно приложения 3 к настоящему решению;

§        пункт 1 статьи 9 исключить;

§        в п.п. 1 п. 1 статьи 10 Проекта решения установить предельный объем муниципального долга муниципального образования на 2019 и 2020 годы;

§        в п.п. 2 п. 1 статьи 10 Проекта решения установить верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января 2020 года и на 1 января 2021 года;

§        пункт 2 статьи 11 изложить в следующей редакции: «В случае принятия получателями средств бюджета муниципального образования обязательств по договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг сверх доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств, такие договора (контракты) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не подлежат оплате за счет средств бюджета муниципального образования»;

§        разрабатывать проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с п. 4 ст. 184.1 Бюджетного Кодекса РФ;

§        привести реестр расходных обязательств МО Крапивенское в соответствие с Порядком ведения реестра расходных обязательств Тульской области.

3.     Проведенный анализ проекта Решения и документов, составляющих основу формирования бюджета муниципального образования, дает основание сделать вывод о возможности принятия проекта Решения в первом чтении. 

Файл pdf-копии страницы
Тип файла: pdf
Размер файла: 3.67 Мбайт





27.02.2018 Заключение № 59
по результатам экспертизы постановления
администрации муниципального образования Щекинский район
от 29.11.2017  № 11-1586 «О внесении изменений в постановление администрации Щекинского района от 23.03.2015 № 3-443 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Щекино Щекинского района «Организация градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Щекино Щекинского района».

Количество показов: 30508

29.12.2017 Заключение № 50
на проект решения Собрания депутатов
муниципального образования Крапивенское Щекинского района
«О бюджете муниципального образования Крапивенское Щекинского  района  
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Количество показов: 7815

30.11.2017 Заключение № 46
на проект решения Собрания депутатов
муниципального образования Ломинцевское
Щекинского района
«О бюджете муниципального образования Ломинцевское Щекинского  района  
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Количество показов: 7546

20.10.2017 Заключение № 34
на проект решения Собрания депутатов муниципального образования город Щекино Щекинского района «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования  город Щекино Щекинского района от 22.12.2016 № 33-119 «О бюджете  муниципального образования город Щекино  Щекинского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». (третье уточнение)
Количество показов: 14251

18.10.2017 Заключение № 33

Количество показов: 7913

04.10.2017 Заключение № 32

Количество показов: 7603

29.09.2017 Заключение № 31

Количество показов: 7522

25.09.2017 Заключение № 30

Количество показов: 7642

18.09.2017 Заключение № 29

Количество показов: 7658

05.09.2017 Заключение № 28

Количество показов: 7786

31.08.2017 Заключение № 27

Количество показов: 7674

25.08.2017 Заключение № 26

Количество показов: 7626

16.08.2017 Заключение № 25

Количество показов: 7575

14.07.2017 Заключение № 24

Количество показов: 7590

06.07.2017 Заключение № 23

Количество показов: 7793

06.07.2017 Заключение № 22

Количество показов: 7765

23.05.2017 Заключение № 21

Количество показов: 11772

23.05.2017 Заключение № 20

Количество показов: 8266

19.05.2017 Заключение № 19

Количество показов: 8958

17.05.2017 Заключение № 9

Количество показов: 8414


Заключения по экспертно-аналитическим мероприятиям 1 - 20 из 100
Начало | << | 1 2 3 4 5 | >> | Конец Все