Прокуратура разъясняет
27.12.2018 Рубцов Р.В. Ответственность за распространение информации о несовершеннолетних
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» 27 декабря 1991 года №2124-1 запрещено распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Физическое или юридическое лицо, незаконно распространившее информацию о таких несовершеннолетних без согласия законных представителей, злоупотребляет свободой массовой информации и подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 13.15 КоАП РФ. Наказание за совершение правонарушения предусмотрено в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тыс. рублей; на должностных лиц - до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - до 1 млн. рублей. Распространение в СМИ информации о несовершеннолетних допускается только в целях защиты прав и законных интересов ребенка (например, в целях его розыска), пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и при наличии согласия законного представителя несовершеннолетнего на ее распространение.
27.12.2018 Р.В.Рубцов. Возможность оперативного вмешательства, необходимого для спасения жизни ребенка при отказе законного представителя от медицинской помощи
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является принцип приоритета охраны здоровья детей. Так, п. 2 ст. 7 данного закона закреплено, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Вместе с тем, ч. 2 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ закрепляет, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего совершеннолетия или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство. Кроме того, ч.1 ст. 20 данного Федерального закона предоставляет право законному представителю лица отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением экстренных случаев. Медицинская организация имеет право обратиться в суд о защите интересов несовершеннолетнего в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни ребенка. В соответствии со ст.285.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела суду необходимо выяснить: 1) требуется ли гражданину, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, медицинское вмешательство в целях спасения жизни; 2) имелся ли отказ законного представителя гражданина, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица. Указанная категория дел рассматривается судом в соответствии с ч. 1 ст. 285.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривается незамедлительно в день его поступления в суд с участием законных представителей несовершеннолетнего, представителей медицинской организации и отдела опеки и попечительства, а также прокурора. Согласно ч. 4 ст. 285.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе обратить решение об удовлетворении такого административного искового заявления к немедленному исполнению, указав на это в резолютивной части решения.
26.12.2018 Р.В.Рубцов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Часть 1 статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам.
06.06.2018 Свирин Е.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах.
Конституцией РФ гражданам России гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет, что гражданин РФ участвует в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Административные правонарушения в сфере избирательных прав закреплены в особенной части КоАП РФ в главе №5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» - ст.ст.5.1-5.25 КоАП РФ. Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.3-5.4 (неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума; нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума), 5.6 (нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя СМИ), 5.9-5.16 (нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в не агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах; проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом; изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах; непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации; умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму; нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями; подкуп избирателей), ч.1 ст.5.17 (непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов), ст.5.18-5.20 (незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата; использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании; незаконное финансирование избирательной кампании) вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, ст.5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21(проведение предвыборной агитации с нарушением законодательства о выборах; умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала; несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям) – уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22-5.24 (нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение предусмотренных законодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации и т.д.) возбуждаются прокурором. Административная ответственность физических и юридических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Применительно к физическим лицам, вина – это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо. Ст.141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей. Кроме того, ст.142 УК РФ указывает, что уголовной ответственности также подлежит фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст.142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий референдума и члены инициативных групп.
06.06.2018 Свирин Е.В. Налоговые органы без участия налогоплательщиков - физических лиц проведут работу по списанию налоговой задолженности.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков: - физических лиц по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года; - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года; - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, - по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности. Списанию подлежит сумма задолженности, пени и соответствующие штрафы. Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.
06.06.2018 Свирин Е.В. Административная ответственность за представление недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за предоставление регистрирующему органу заведомо недостоверных сведений, а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений, предусмотрена административная ответственность, предусмотренная частями 3, 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Данная ответственность установлена давно и напрямую не связана с изменениями законодательства о государственной регистрации юридических лиц с 01.01.2016 (Федеральный закон от 30.03.2015 №67-ФЗ). Однако указанные изменения могут повлиять на правоприменительную практику привлечения к административной ответственности. Представляется, что проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ, предусмотренные изменениями законодательства с 01.01.2016, если их итогом стал отказ в регистрации или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, могут повлечь возбуждение дела об административном правонарушении. При этом поводом к возбуждению может быть непосредственное обнаружение регистрирующим органом данных, указывающих на наличие события правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). В соответствии с положениями административного законодательства, в зависимости от причины, по которой те сведения, которые вносятся или уже содержатся ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, дела возбуждаются в отношении руководителей и иных работников организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; членов советов директоров (наблюдательных советов); членов коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций); членов счетных комиссий; членов ревизионных комиссий; членов ликвидационных комиссий (ликвидаторов) юридических лиц; руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций; физических лиц, являющихся учредителями (участниками) юридических лиц; руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц. Возбуждать дело по частям 3, 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ правомочны сотрудники ФНС. Они либо составят протокол об административном правонарушении, либо вынесут определение о возбуждении дела и проведении административного расследования, если по делу необходимы экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Орган, рассматривающий дело, по частям 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ – руководители регистрирующего органа, а по части 5 данной статьи – только мировые судьи. Срок давности привлечения к ответственности по этим правонарушениям составляет один год со дня совершения (ч. 1 и ч. 3 статьи 4.5 КоАП РФ).
06.06.2018 Свирин Е.В. Особенности проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 году.
В 2018 году сохраняется запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ), в частности, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, в социальной сфере. Кроме того, законодателем введена обязанность использования органами, осуществляющими проверки с применением риск-ориентированного подхода, с 01.01.2018 проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановой проверки. Проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177. Форма проверочного листа по каждому виду надзора утверждается приказами соответствующего федерального органа. К примеру, приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 утверждены формы проверочных листов при осуществлении государственного экологического надзора, государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами; приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 – при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и др. Стоит отметить, что до 1 июля 2018 года требования в части проверочных листов не применяются при осуществлении государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения (постановление Правительства РФ от 04.11.2017 № 1330). При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки. В случае нарушения требований о применении проверочных листов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обжаловать действия (бездействие) контролирующих органов в прокуратуру.
06.06.2018 Свирин Е.В. Административная ответственность за перепланировку или переустройство жилого помещения без согласования.
В соответствии со ст.26 Жилищного Кодекса РФ, переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства или перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого или перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве или перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое или перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3)подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. За проведение перепланировки жилых помещений самовольно установлена административная ответственность по ст.7.21 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание для граждан в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб. В случае если самовольная перепланировка произведена в многоквартирном жилом доме, гражданин привлекается к административной ответственности по ч.2 ст.7.21 КоАП РФ, предусматривающей наложение на граждан наказания в виде штрафа от 2 000 руб. до 2 500 руб.
06.06.2018 Свирин Е.В. Отказ от патолого - анатомического вскрытия родственника.
Проведение патолого - анатомических вскрытий регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Минздрава России от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого - анатомических вскрытий». В соответствии с ч. 1 ст. 67 указанного Закона и п. 2 Порядка проведения патолого - анатомических вскрытий патолого - анатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Между тем п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в частности, о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого - анатомическому вскрытию. А в п. 3 этой же статьи указано, что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанного действия имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и п. 3 Порядка проведения патолого - анатомических вскрытий по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого - анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев: - подозрения на насильственную смерть; - невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти; - оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток; - подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; - смерти: а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов; б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до 28 дней жизни включительно; - рождения мертвого ребенка; - необходимости судебно-медицинского исследования (в случаях смерти от насильственных причин или подозрений на них, от механических повреждений, отравлений, в том числе этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при неустановленной личности умершего труп подлежит судебно-медицинскому исследованию (ст. 196 УПК РФ)). Таким образом, если смерть наступила в результате длительного хронического заболевания, естественного старения, в завещании покойного прописан отказ от вскрытия или вскрытие запрещено религиозными требованиями и при этом не назначено судебно-медицинского вскрытия, родственники умершего вправе отказаться от патолого - анатомического вскрытия.
06.06.2018 Свирин Е.В. Ответственность за участие в незаконном получении страховых выплат и использование поддельных полисов ОСАГО.
Основной мерой ответственности, которую на сегодняшний день несут водители, умышленно или неумышленно использующие недействительный полис обязательного страхования, является компенсация ущерба пострадавшим по их вине из своего кармана. Претендовать на страховую выплату, имея на руках поддельный полис, чревато не только отказом в компенсации, но и наступлением уголовной ответственности по статье 159.5 УК РФ. Так, статья 159.5 УК РФ предусматривает ответственность за мошенничество в сфере страхования. Ответственность по ст. 159.5 УК РФ предусмотрена только за хищение путем обмана относительно фактов, прямо указанных в законе: а) наступления страхового случая; б) фактов, влияющих на размер страхового возмещения. Обман предполагает введение в заблуждение относительно конкретных фактов, относительно которых лицо представляет заведомо ложные сведения. Для преступления характерна вина только в виде прямого умысла. Стоит заметить, что меры уголовной ответственной могут быть применены только к лицам, использующим полностью поддельные полисы автострахования. Владельцы оригинальных полисов разорившихся компаний подвергаются только отказу в выплате страховой компенсации. В случаях самостоятельного изготовления поддельного бланка ОСАГО, а также при фальсификации документов при ДТП, водителя может ждать ответственность по статье 327 УК РФ, устанавливающей ответственность за подделку документов, их использование и распространение. Ответственности для водителей, умышленно или неумышленно купивших поддельный полис, однако самостоятельно выявивших его недействительность и обратившихся в полицию, не предусмотрено. В подобных случаях водитель проходит по делу в качестве свидетеля, а уголовное дело возбуждается в отношении лиц, занимающихся производством и распространением заведомо нелегальной продукции.
06.06.2018 Свирин Е.В. О законности решения ТСЖ и управляющих компаний в части размещения рекламы на фасаде многоквартирного дома
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция может быть размещена на фасаде многоквартирного дома только с согласия владельцев помещений дома. Это решение принимается на общем собрании собственников. Решение должно быть принято и оформлено протоколом общего собрания. Причем должно быть собрано не менее 2/3 голосов от общего числа всех собственников. Учитываются именно голоса, а не люди. Количество голосов каждого собственника пропорционально площади его квартиры. (п.3, ч.2 ст. 44, п.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации). На собрании должен быть решен вопрос не только о размещении рекламы, но и определены условия договора, срок действия и цена. Также необходимо выбрать уполномоченное лицо, который будет действовать от имени собственников. Это обязательно необходимо зафиксировать в протоколе. После чего можно заключить договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции. Наличие такого договора обязательное условие размещения рекламы. То есть решение о размещении рекламы должно принимать общее собрание собственников, а не собрание членов ТСЖ. Затем необходимо получить разрешение органа местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, обычно согласованием занимается компания, которая размещает конструкцию на доме, но решением этого вопроса могут заняться и сами жильцы. Необходимо удостовериться, что разрешение получено, если разрешения нет, то установка рекламной конструкции будет считаться самовольной, несмотря на наличие решения собрания и заключенный договор, а виновные в этом лица могут быть привлечены к административной ответственности. Договор может быть заключен как с конкретным предпринимателем, так и рекламной организацией. Лучше выбрать ту компанию, которая возьмет на себя все работы по согласованию, размещению, изготовлению и дальнейшему обслуживанию проекта конструкции. Финансовые отношениями желательно также возложить на ТСЖ или управляющую компанию. Полученные денежные средства, как правило, идут на расходы и содержание многоквартирного дома: проведение ремонта, организация детской площадки и другие. Полученная сумма является доходом, поэтому подлежит налогообложению. Установленная конструкция не должна нарушать права жильцов дома, не создавать шума, помех в пользовании окнами, тени в квартире и другие права жильцов. Так как жильцы дома, чьи права будут нарушены, могут потребовать расторжения договора, демонтажа конструкции и компенсации причиненного им вреда. Управляющая компания не может предоставлять общее имущество, как за плату, так и безвозмездно никому, без решения общего собрания собственников. Если управляющая компания самоуправно принимает такое решение, то можно обращаться в государственную жилищную инспекцию, в прокуратуру или в суд.
06.06.2018 Свирин Е.В. Об уголовной ответственности за неуважение к суду.
Статьей 297 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неуважение к суду. Общественная опасность неуважения к суду со стороны виновных лиц заключается в том, что они своими оскорбительными действиями создают в зале судебного заседания обстановку нервозности, мешающую суду и иным участникам судебного разбирательства всесторонне, полно и объективно исследовать имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства. Это негативно сказывается на реализации участниками судебного разбирательства равенства прав по представлению и исследованию доказательств, подрывает авторитет суда и воспитательное воздействие судебного разбирательства, дезорганизует тем самым осуществление правосудия Неуважение к суду может выражаться в оскорблении участников судебного разбирательства, а также в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (например, арбитражного заседателя). Оскорбление может выражаться в циничной унизительной оценке моральных качеств участников процесса (например, потерпевшего) или их квалификации (например, эксперта, специалиста или переводчика) в заявлениях, сделанных в неприличной форме, о заинтересованности в ходе дела, пристрастности (например, прокурора, секретаря судебного заседания) и т.п. Оскорбление может быть совершено как в устной и письменной формах, так и путем действия. Указанное преступление совершается только с прямым умыслом. К уголовной ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены лица, достигшие возраста 16 лет. Максимальное наказание за неуважение к суду предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.
06.06.2018 Свирин Е.В. Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли.
Согласно ст.25 Конституции РФ жилище граждан неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) также гласит, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 данного Кодекса. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК РФ. Таким образом, действующее законодательство предусматривает случаи, проникновения в жилище граждан помимо их воли. В частности, согласно положениям ч. 5 ст. 165 УПК РФ; ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О полиции» №3-ФЗ; ст. 8 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут: осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения; войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия, с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Закона РФ «О полиции»: - для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; - для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; - для пресечения преступления; - для установления обстоятельств несчастного случая. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О полиции», при проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения. В соответствии с ч. 5, 6, 7 ст. 15 Закона РФ «О полиции», сотрудник полиции при проникновении в жилище, также должен выполнить определенные обязанности, в частности: - перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия; - при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу; - не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан; - проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие. Также необходимо отметить, что согласно положениям п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ, осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
06.06.2018 Свирин Е.В. Внесены изменения в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей
Внесены изменения в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей Федеральным законом № 467-ФЗ от 29.12.2017 в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» внесены изменения. До настоящего времени возможность рассмотрения судом в составе судьи Верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда, в том числе с участием коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовных дел по обвинению женщины, а также мужчины в возрасте старше 65 лет в совершении ряда преступлений, в том числе предусмотренных частью второй статьи 105 УК РФ (квалифицированное убийство), не была предусмотрена уголовно-процессуальным законом, несмотря на то, что уголовные дела по обвинению мужчин в возрасте от 18 до 65 лет в совершении таких преступлений при тех же условиях могли быть рассмотрены судом в данном составе. Настоящим законом учтены Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 6-П, от 16.03.2017 № 7-П, от 11.05.2017 № 13-П и от 06.06.2017 № 15-П, отражающие позицию Конституционного Суда о необходимости внесения в УПК РФ изменений, обеспечивающих лицам указанной категории право на рассмотрение уголовных дел Верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации. Таким образом, внесенными изменениями реализовано право женщин и мужчин старше 65 лет на рассмотрение судом субъекта РФ уголовных дел об оконченных преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, в том числе с участием присяжных заседателей. Судьям районного суда и коллегии из шести присяжных заседателей подсудны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой УК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. Кроме того, к подсудности районных судов теперь отнесены уголовные дела о неоконченных преступлениях (покушение или приготовление к преступлению), предусмотренных статьями 105 частью второй, 2281 частью пятой, 2291 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела по тем же составам, где имеются основания для применения сроков исковой давности в силу ч. 4 ст. 78 УК РФ.
16.05.2018 Свирин Е.В. Принят Федеральный закон № 469 от 29.12.2017г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Предусматривается дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 201.1, устанавливающей ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, а также статьей 285.4, вводящей ответственность должностных лиц за злоупотребление служебными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. Кроме того, в пункт «а» части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся дополнения, предусматривающие конфискацию имущества, полученного в результате совершения таких преступлений. В статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносится изменение, относящее преступления, предусмотренные статьями 201.1 и 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к подследственности Следственного комитета Российской Федерации или органа, следователи которого выявили эти преступления.
14.05.2018 Свирин Е.В. Федеральным законом от 19.02.2018 № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ (это, например, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле). Освобождение от ответственности возникает при условии, если лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие деяния связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и/или контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и/или с открытием и/или зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
14.05.2018 Свирин Е.В. Федеральным законом от 19.02.2018 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства»
В настоящее время в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд, то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела. Федеральным законом от 19.02.2018 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства» установлено, что: в срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в периоды предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им необходимого решения. При этом срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера; по уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу; в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю и обжалования данного решения следователем, а также возвращения уголовного дела дознавателю и обжалования данного решения дознавателем по ходатайству следователя или дознавателя срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу; в необходимых случаях (например, когда срок домашнего ареста или содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу) по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей, срок домашнего ареста или содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.
06.05.2018 Франк М.В. Изменения градостроительного законодательства.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 455-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившие в законную силу с 01.01.2018. Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 5.1, согласно которой регламентирован порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Установлено, что участниками общественных обсуждений или публичных слушаний являются граждане, постоянно проживающие на данной территории, правообладатели находящихся в границах территории земельных участков, расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства
04.05.2018 Франк М.В. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплены поправки, ранее внесенные в УК РФ, в части исключения отсрочки отбывания наказания лицам, совершившим преступления террористической направленности
Так, Федеральным законом от 07.03.2017 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания» было установлено, что беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, которым назначено наказание в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 УК РФ, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. К таким преступлениям относятся отдельные преступления против общественной безопасности (такие как теракт, содействие террористической деятельности и др.), против мира и безопасности (акт международного терроризма), а также отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, сопряженные с осуществлением террористической деятельности. Новым Федеральным законом от 19.02.2018 № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» аналогичное положение в части отсрочки исполнения приговора закреплено в пункте 2 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
28.04.2018 Новикова К.И. Приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» определены правила осуществления общественного экологического контроля обществен
Общественные инспекторы оказывают содействие Росприроднадзору, Рослесхозу, их территориальным органам, региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать указанным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, подает в соответствующий орган государственного надзора заявление в произвольной форме о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды. Поступившее заявление в течение 3 рабочих дней передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов. Комиссия в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о проведении заседания с участием гражданина с целью оценки его знаний. В случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора. Срок действия удостоверения общественного инспектора составляет 1 год и может быть продлен. Форма удостоверения приведена в приложении к приказу.
Вопросы 121 - 140 из 509
Начало | << | 5 6 7 8 9 | >> | Конец