Стандарты и методические материалы
Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ
1. Общие положения
1.1. Типовой стандарт «Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Основанием для разработки Стандарта является План работы Научно-методической комиссии Союза МКСО на 2013 год.
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения контрольно-счетной комиссией муниципального образования Щекинский район (далее – КСК МО Щекинский район) финансово-экономической экспертизы муниципальных программ, а также изменений действующих муниципальных программ (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСК МО Щекинский район.
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСК МО Щекинский район и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
1.5. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) муниципальных программ осуществляется КСК МО Щекинский район на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.6. Экспертизы муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
1.7. Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета муниципального образования Щекинский район.
1.8. Экспертиза муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции КСК МО Щекинский район вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
1.9. Экспертиза муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования Щекинский район, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, муниципального образования Щекинский район в соответствующей сфере.
1.10. Заключение КСК МО Щекинский район по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок муниципальной программы.
1.11. Основными задачами экспертизы муниципальной программы является оценка:
-соответствия положений муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
-полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
-корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
-целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
-обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.12. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты внесения изменений в программы. Повторная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае направления в КСК МО Щекинский район проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) повторно после устранения замечаний и рассмотрения предложений КСК МО Щекинский район.
1.13. Дополнительная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае недостаточности информации и документов для подготовки положительного заключения при условии направления в КСК МО Щекинский район дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).
Положительным заключением в целях настоящей статьи считается заключение, в котором по итогам финансово-экономической экспертизы замечания и предложения отсутствуют.
Также дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии положительного заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.
1.14. Основные термины и понятия:
-финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
-целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.
2. Требования к проведению экспертизы проекта муниципальной программы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСК МО Щекинский район, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При необходимости должностным лицом КСК МО Щекинский район при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые участвующим в проведении экспертизы, предлагается обратить особое внимание.
2.3. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования.
2.4. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
-соответствие целей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
-соответствие целей, задач программы Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
-четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
-наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
-взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
-соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
-наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
-обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
-обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;
-обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;
-четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
-наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
-наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
-наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
-механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
2.5. Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования, а также:
-корректности предлагаемых изменений (отсутствие изменений программы «задним числом»);
-логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);
-целесообразности предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);
-устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных КСК МО Щекинский район ранее по результатам экспертизы проекта программы.
2.6. Срок проведения экспертизы проекта муниципальной программы составляет 5 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем поступления проекта в КСК МО Щекинский район. Срок проведения экспертизы проекта об изменении муниципальной программы составляет 3 рабочих дня, исчисляемых со дня, следующего за днем поступления проекта в КСК МО Щекинский район.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения экспертизы составляется заключение КСК МО Щекинский район по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение).
3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, сведения о привлеченных экспертах, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе общее изменение объема финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, изменение целевых показателей в связи с изменением объемов финансирования с оценкой их обоснованности; дается оценка финансовых последствий принимаемых изменений; делаются выводы и даются рекомендации.
В содержательной части заключения, как правило, отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих элементов и принципиальных решений проекта муниципальной программы:
-анализа предметной сферы жизнедеятельности муниципального образования;
-определения целей, выбора ожидаемых результатов;
-постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности муниципального образования);
-определение целевых, индикативных показателей (индикаторов);
-распределения задач и мероприятий между соисполнителями муниципальной программы;
-формирования программных мероприятий, в том числе определения параметров сводных муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
-установления финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе с учетом выпадающих доходов бюджета муниципального образования при возникновении таковых в связи с принятием/изменением программы.
Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.
3.5. При проведении повторной финансово-экономической экспертизы, дополнительной финансово-экономической экспертизы во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации КСК МО Щекинский район нарушения и недостатки.
3.6. При обнаружении в ходе проведения экспертизы коррупциогенных факторов в заключении КСК МО Щекинский район по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
3.7. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.
3.8. В заключении КСК МО Щекинский район по итогам финансово-экономической экспертизы не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.9. Заключение КСК МО Щекинский район по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) подписывается Председателем КСК МО Щекинский район или лицом, его замещающим, а также другими участниками экспертизы в порядке, установленном в КСК МО Щекинский район. Заключение направляется с сопроводительным письмом главе администрации МО Щекинский район.
3.10. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено главе муниципального образования Щекинский район - Председателю Собрания представительного муниципального образования Щекинский район по инициативе Председателя КСК МО Щекинский район или по запросу указанного лица.
31.10.2017
Проведение аудита в сфере закупок
Количество показов: 13819
31.10.2017
Подготовка отчета о деятельности контрольно-счетной комиссии муниципального образования Щекинскийрайон
Количество показов: 2254
31.10.2017
Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ
Количество показов: 2218
31.10.2017
Проведение оперативного (текущего) контроля за исполнением бюджета
Количество показов: 2135
31.10.2017
Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
Количество показов: 2279
31.10.2017
проведение внешней проверки годового очета об исполнении бюджета
Количество показов: 2242
31.10.2017
Проведение экспертно-аналитического мероприятия
Количество показов: 2174
31.10.2017
Общие правила проведения контрольного мероприятия
Количество показов: 2316
31.10.2017
Планирование работы КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Количество показов: 2196
Стандарты и методические материалы 1 - 9 из 9
Начало | << | 1 | >> | Конец