Новости Щекинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области
15 марта - Всемирный день прав потребителей
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций, в текущем году объявлена тема - «Справедливые цифровые финансовые услуги!».
Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Тульской области.
В течение 2021 года по вопросам оказания финансовых услуг Управлением и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» рассмотрено 731 обращение граждан ( в т.ч. 212 письменных), что составило 6% от общего количества поступивших в Управление жалоб в сфере защиты прав потребителей.
Как показал анализ таких обращений, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами, по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности, необеспечение защиты персональных данных и т. п.);
– на необходимую и достоверную информацию (непредставление сведений и документов потребителю, введение в заблуждение относительно потребительских свойств финансового продукта, реализация сложных инвестиционных продуктов и т. п.);
– на качество (ненадлежащее качество обслуживания, невыдача документов, нарушение сроков оказания услуг, сроков осуществления выплат и т. п.).
В ходе рассмотрения письменных обращений граждан Управлением проведены проверки и административные расследования в отношении 8 банковских,4 страховых,14микрофинансовых организаций, в том числе оказывающих потребителям цифровые финансовые услуги. За выявленные нарушения прав потребителей на получение информации, включении в договор ущемляющих условий, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуги(условие о невозможности заключения договора без оказания дополнительных платных услуг) финансовые организации привлечены к административной ответственности на общую сумму порядка 500 тысяч рублей.
Помимо административной практики Управлением осуществлялась судебная защита прав потребителей финансовых услуг:в судах даны заключения по 18 делам, по итогам рассмотрения которых пострадавшим потребителям присуждена денежная сумма более 1 миллиона рублей.
Управление Роспотребнадзора по Тульской области является соисполнителем Региональной программы «Повышение финансовой грамотности населения Тульской области на 2021-2023годы» и последовательно реализует обозначенные мероприятия: в течение года проведены 49 тематических занятий со студентами и школьниками, на которых обсуждены вопросы разумного обращения с деньгами, повышения навыков грамотного решения финансовых проблем, противодействия финансовому мошенничеству, формам и способам защиты прав потребителей.
Продолжено консультирование граждан по различным вопросам в области финансовой деятельности по телефону горячей линии, в общественной приемной Управления, в консультационном центре и пунктах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области»: получили консультации специалистов 519 человек, которым даны разъяснения законодательства, алгоритма действий, прав на судебную защиту, оказана помощь в составлении претензий ( 80).
Порядка 35 информационных материалов по вопросам заключения кредитных договоров и договоров страхования, использования кредитных карт, исполнения договоров банковских вкладов, конкретных примеров защиты Управлением нарушенных финансовыми организациями прав потребителей и др. размещено на сайте Управления, в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей, в средствах массовой информации.
Количество показов: 384